23:18 САММИТ БОЛЬШОЙ ДВАДЦАТКИ: СОВСЕМ НЕ ТО, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ | |||||||||
На встрече Б20 произошло нечто важное, однако оно никак не связано с валютными войнами, которые захватили воображение газет, журналов и блогосферы. Это событие касается корпоративных налогов, но прежде чем к ним перейти, давайте попытаемся объективно оценить заявление по валюте. Многие признают, что валютный рынок часто используется для реализации политики конкурентной девальвации – «разори соседа». Беда в том, что она приводит к торговым войнам, а затем и к боевым действиям. Правила поведения, сформированные за последние примерно двадцать пять лет, сводятся к трем пунктам. Во-первых, валютные курсы сами по себе политикам не интересны. Их главные цели – экономический рост и ценовая стабильность. Во-вторых, лучше всего с плавающим курсом иностранных валют справляется рынок, он помогает поддерживать процесс регулировки и сокращения мирового дисбаланса в условиях торговли и потоков капитала. В-третьих, чрезмерной волатильности нужно избегать, при этом стоимость валют должна отражать соответствующие фундаментальные экономические факторы без хронических расхождений. За тем редким исключением, когда вмешательство действительно необходимо, оно должно быть скоординированным и односторонним. Заявление Б20, как и заявление Б7 ранее на той же неделе, переформулировало эти давние принципы. Очевидное напоминание для Японии, намек на то, что официальным лицам лучше воздержаться от разговоров о двусторонних корректировка валютных курсов - это договоренность участников встречи не использовать целевые значения валютных курсов для повышения своей конкурентоспособности. И правда, за последнюю пару недель официальные лица Японии изменили свои высказывания и не упоминали особые уровни доллар/иены. Китай почти не встречается в рассказах о валютных войнах. И все же, он остается таким же соучастником сговора, как и раньше. Упоминая быстрый переход к рыночным валютным курсам без вмешательства государства, участники Б20 явно имели ввиду Китай и некоторые другие страны Восточной Азии и Ближнего Востока. Правила поведения допускают и способствуют тому, чтобы страны придерживались монетарной и фискальной политики, направленной на достижение внутренних целей. На протяжении нескольких лет Японию побуждали стимулировать свою экономику. И, кажется, никто не против, что она все-таки занялась этим. Японию критикуют за то, что она пытается манипулировать валютой, устанавливая определенные целевые уровни, и/или предпринимая явные попытки лишить Центробанка независимости (которая в японском понимании сильно отличается от нашей). Это также значит, что (нетрадиционное) ослабление монетарной политики Федрезервом не является актом (валютной) агрессии. Не считая случайный комментарий Минфина Бразилии и необычный комментарий официального лица Китая, мало кто из должностных лиц обвиняет США во втягивании мир в конкурентную девальвацию. Как бы то ни было, судьи, устанавливающие правила поведения, в частности, МВФ, Б20 и Б7, в основном, согласились с тем, что, несмотря на потенциальные риски, условия и методы на данный момент не подпадают под определение конкурентной девальвации, валютной или торговой войны. Мы считаем, что в ближайшее время разговоры о валютных войнах в традиционных и социальных средствах информации сойдут на нет. Валютные войны отвлекают от других и, возможно, более важных вопросов. Большая часть заявления Б20 касалась рынка иностранных валют, однако, никто так и не затронул другой, гораздо более важный аспект. Б20 начала процесс, который может привести к самому масштабному пересмотру методик международного корпоративного налогообложения с 1920-х годов. Сочетание фискальных давлений внутри страны, растущее значение интеллектуальной собственности (например, пошлина, лицензионный сбор) и сомнительные методы корпораций по трансфертному ценообразованию вызвали ответную реакцию. Официально, планируется разработать инструменты, при помощи которых можно положить конец налоговому арбитражу – переносу прибыли из стран происхождения с целью снижения налоговой базы. Последнее исследование ОЭСР выявило, что многонациональные компании все чаще фиксируют прибыль за пределами тех государств, в которых они зарегистрированы, чтобы избежать налогов. Роль неосязаемых активов, таких как права на интеллектуальную собственность, услуги и фирменные знаки, выросла, хотя ее сложно оценить. Резко выросли выплаты международных пошлин и лицензионных сборов в различные дочерние компании внутри одной рабочей группы. Растущий объем электронной торговли также поднял вопрос о собственной налоговой юрисдикции, поскольку ее не охватывают действующие принципы налогообложения. Это происходит несмотря на то, что страны ОЭСР сократили корпоративные налоговые ставки, предусмотренные законом, со среднего значения 32.6% в 2000 году до 25.4% в 2011 году. Эффективная налоговая ставка, то есть сумма, которую фактически выплачивают корпорации, часто оказывается намного ниже ввиду различных вычетов и квот. Последние отчеты демонстрируют, крупные компании с мировым именем, такие как Starbucks, Apple, Google и Amazon, использовавшие сложные транзакции внутри компании, чтобы сократить свои налоговые обязательства, подтолкнули власти к действиям. Не обошлось тут и без аудиторов, которые помогали корпорациям искать налоговые лазейки. Фактически, ОЭСР призвала к модернизации системы международного налогообложения в течение ближайших двух лет; Большая Двадцатка, судя по всему, одобрила эту идею. Организованы три комитета, и более подробную информацию от них можно будет получить, вероятно, ближе к встрече Б20 в июле. Великобритания возглавит комитет, который наблюдает за трансфертным ценообразованием и продажами дочерним компаниям с целью переноса прибыли из юрисдикции с высокими налогами в юрисдикцию с низкими налогами. Например, проведение тех или иных транзакций, направленных на то, чтобы обойти закон (иногда называемая «кайтинг»), является противозаконной. Например, дважды изымать 5000 долларов вместо того, чтобы сразу изъять 10000 долларов, с целью избежать обязательной отчетности – незаконно. Можно ли применить аналогичный принцип в деловых кругах? Германия возглавит комитет, который анализирует способ, с помощью которого компания сократила налоговую базу по счетам дохода и активов. Франция и США возглавят третий комитет, он будет заниматься, в основном, электронной торговлей и внутренними делами. Администрация Обамы ломает голову над тем же вопросом. Раз мы миновали секвестр и продлеваемую резолюцию (которая утверждает государственные расхода даже без бюджета), ждите более заметной реформы корпоративного налогообложения. Тот факт, что она последует за другими событиями, дает Обаме определенное влияние над деловыми кругами, даже когда дело подошло к фискальному обрыву. Ирония заключается в том, что Обама, которого называли социалистом, открыто выступает за реформу корпоративного налогообложения, которая включает сокращение верхней корпоративной ставки до 28% с 35%. Еще больше, чем он хочет закрыть бреши в законодательстве для сокращения налогов, он хочет определить, как должны облагаться налогом заграничные доходы. На данный момент корпоративные налоги в США на доходы, заработанные за границей, возвращаются в США только в случае репатриации. В прошлом месяце Комитет Конгресса США сообщил о том, что действующие в США компании все больше доходов переносят в "налоговый рай", например, на Бермуды или в Швейцарию. Сенатор Сандерс (штат Вермонт) представил законопроект, который положит конец действующим отсрочкам от уплаты налогов и вынудит компании выплачивать налоги от иностранной прибыли. Некоторые исследования предполагают, что завышенный уровень сбережений американских компаний отчасти связан с попытками уйти от налогов. В конце прошлого года Обама выразил симпатию определенной форме территориальной системы, которая облагает налогом внутренние, а не иностранные доходы. Она может освободить от американских налогов зарубежные доходы корпораций, значительно изменив положение предвыборной компании 2012 года. На данный момент Франция, Нидерланды, Бельгия и Гонконг применяют территориальную систему налогообложения. Проблема валютных войн сильно преувеличена. Все гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Правила поведения позволяют странам использовать монетарную и фискальную политику для достижения внутренних целей. Но они не одобряют целевые уровни валютных курсов. Настоящей новостью встречи Б20 является формальное начало процесса, которое может привести к крупнейшим изменениям в системе налогообложения международных корпораций почти за столетие. | |||||||||
|
|
|
Всего комментариев: 0 | |